3 имаги
Многие компании-посредники, помогающие вступить в саморегулируемые организации (СРО), заявляют, что для вступления в СРО необходимсертификат ISO 9001. Так ли это?
Что такое СРО?
Есть такой закон №35-ФЗ от 01.12.2007г. «О саморегулируемых организациях». В соответствии со ст. 3 данного закона, «саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида».
Другими словами, СРО – это организации-объединения, которые обеспечивают контроль всех работ (в том числе и качество работ) в области специализации СРО.
СРО в строительстве
Очень часто в СМИ упоминаются СРО в строительстве. СРО в строительстве – это большая тема, в которой, к сожалению, нередки случаи, скажем так, обмана. Требование сертификата ISO 9001 для вступления в СРО и выдачи допусков стало одним из примеров подобного обмана.
Поэтому (и не только поэтому) Правительство РФ издало постановление №207 от 24.03.2011г. «О минимально-необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». И вот в этом постановлении чётко указано, в каких случаях требуется наличие сертификата ISO 9001.
В упомянутом выше постановлении №207 от 24.03.2011г. чётко сказано, что для выдачи допусков к работам:
требуется «наличие у заявителя системы менеджмента качества, которой национальным или международным органом по сертификации выдан сертификат соответствия» (п. 9 прил. №1, п. 6 прил. №2 и п. 6 прил. №3).
А для выдачи допусков к работам:
требуется только «наличие у заявителя системы контроля качества» (п. 8 прил. №4, п. 6 прил. №5 и п. 5 прил. №6).
Другими словами, сертификат ISO 9001 требуется только для выдачи допусков к работам, связанным с объектами использования атомной энергии. Причём сертификат должен быть выдан в системе ГОСТ Р или в международной системе сертификации (т.е. сертификаты, выданные в добровольных системах сертификации, не являются легитимными!). Для всех остальных работ сертификат ISO 9001 не требуется.
В соответствии с вышеизложенным получается, что требование сертификата ISO 9001 для вступления в СРО не является законным. Но при этом закон не запрещает требовать этот сертификат. Поэтому СРО может самостоятельно определить дополнительное условие для вступления и выдачи допусков к работам – наличие сертификата.
И это очень хорошо, если СРО понимает, что такое сертификат ISO 9001, и требует его наличие для обеспечения высокого качества работ, выполняемых организациями-членами СРО. Но если при этом нет требований к системе сертификации, в которой выдан сертификат, то это может быть поводом для сомнений по части взаимодействия с данной СРО. Почему? А всё потому, что действительное подтверждение соответствия всем требованиям стандарта ISO 9001 гарантирует только сертификат, выданный в системе сертификации ГОСТ Р или международной системе сертификации. А сертификат, выданный в добровольной системе сертификации, может подтверждать всё что угодно: как и соответствие всем требованиям стандарта, так и соответствие какому-то одному требованию (подробно об этом читайте в статье «Что такое система добровольной сертификации?»). И если для вступления в СРО или выдачи допуска к работам достаточно сертификата ISO 9001, выданного в системе добровольной сертификации, следует крепко задуматься о вступлении в данную СРО, т.к. требование сертификата в этом случае – дополнительные пустые затраты на сертификат. А если при этом СРО «рекомендует» организации, выдающие данные сертификаты, то нужно просто бежать подальше от данной СРО, т.к. на лицо чистой воды сговор.
В заключении хотим отметить, что «правильная» СРО (в частности, в строительстве) никогда не потребует наличие сертификата ISO 9001 как обязательно условие для вступления в СРО и выдачи допуска к работам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подтвердить осуществленные расходы на уплату взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации налогоплательщик - член данной саморегулируемой организации может следующими документами: копиями свидетельств о членстве в саморегулируемой организации; платежными поручениями на перечисление взносов; счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.
источники: письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 августа 2010 г. №06/4/75 (в ответ на запрос Национального объединения строителей), письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 03-03-06/1/12
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики организации помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
Организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, в том числе и об участии в саморегулируемой организации.
Форма сообщения об участии в российских и иностранных организациях утверждена Приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г. № ММ-7-6/252@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в соответствии со статьей 126 Налогового кодекса.
источники: письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 августа 2010 г. № 06/4/75 (в ответ на запрос Национального объединения строителей); письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 03-02-07/1-369.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», только при условии ее соответствия всем установленным указанным законом требованиям.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что с 1 января 2009 г. в строительстве вводится система саморегулирования, с 1 января 2010 г. отменяющая систему лицензирования работ в строительной деятельности. При этом саморегулируемые организации законодательно наделены правом выдачи свидетельств о допусках для осуществления определенных видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Требования к саморегулируемым организациям в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлены главой 61 Градостроительного кодекса.
Статьями 552 и 553 Градостроительного кодекса установлено, что саморегулируемые организации - это организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.
Положениями статей 556 и 557 Градостроительного кодекса установлено требование об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов для лиц, принятых в члены саморегулируемой организации.
Исходя из положений статьи 558 Градостроительного кодекса к осуществлению оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту основных средств допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.
Подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческими организациями, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности такими налогоплательщиками.
Расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете при применении метода начисления единовременно в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса. Согласно указанной норме датой расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, или последнее число отчетного (налогового) периода.
источники: письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 августа 2010 г. № 06/4/75 (в ответ на запрос Национального объединения строителей); письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/63.
При одновременном выполнении трех условий, установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и иные законодательные акты Российской Федерации», саморегулируемая организация возвращает индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, уплаченный им взнос в компенсационный фонд.
При этом действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих обязательность возврата денежных средств исключительно на счет плательщика. Возврат взноса в компенсационный фонд может осуществляться на расчетный счет иного лица с соблюдением требований гражданского законодательства в части переуступки права требования.
источники: письмо Национального объединения строителей от 13 октября 2010 г. № 02-773/10 (в ответ на запрос Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства «Строители Поволжья»).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» компенсационный фонд саморегулируемой организации является одним из способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.
Компенсационный фонд саморегулируемой организации представляет собой часть имущества саморегулируемой организации, учитываемую отдельно от другого ее имущества и имеющую определенное Градостроительным кодексом целевое назначение - осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
Компенсационный фонд не может являться отдельным юридическим лицом (некоммерческой организацией с организационно-правовой формой «фонд»), так как цели создания фонда не соответствуют целям формирования компенсационного фонда. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фондом является некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Компенсационный фонд также не является целевым капиталом некоммерческой организации по той же причине - несоответствие целей формирования целевого капитала целям формирования компенсационного фонда. Согласно статье 2 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» целевым капиталом является сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.
источники: письмо Национального объединения строителей от 31 мая 2010 г. № 189 (в ответ на запрос Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области)